История Арабских стран

АССОЦИАЦИЯ АЛЖИРСКИХ УЛЕМОВ В БОРЬБЕ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ АЛЖИРА

«Аш-Шихаб» опубликовал статью Арслана «Будем ли мы бояться Италии в арабских стра­нах и не будем ли бояться захвата наших стран Англией?» Эмир, надеявшийся с началом итало-эфиопской войны (в ходе которой фашисты заигрывали с мусульманами Эфиопии, противопоставляя их христианам) добиться вытеснения Англии из арабских стран руками Муссолини, стал открыто заявлять о своем союзе с дуче. Казалось, его усилия принесут плоды. В феврале 1937 г. «Аш-Ши­хаб» поместил предупреждение Бен Бадиса: если Франция обманет надежды алжирцев, то они «пойдут в массе туда, куда их толкнет отчаяние». Однако в апреле 1937 г. «Аш-Шихаб» квалифицировал поездку Муссолини в Ливию как «парад шарлатана», назвал дуче «деспотом» и отказал ему в праве именовать себя «покровителем ислама» после уничтожения почти половины населения Ливии [4, 1938, № 5, стр. 210—213].

Судя по всему, реформаторы не хотели ссориться с Арсланом и другими соответствующим образом настроенными лидерами пан­арабизма, но, с другой стороны, предпочитали не осложнять и без того трудную обстановку в Алжире и во Франции какими-либо экстремистскими заявлениями, не говоря уже об их стремлении до­биваться реализации программы Мусульманского конгресса сов­местно с коммунистами и другими левыми антифашистскими сила­ми. Поэтому тон «Аш-Шихаба», меняясь в зависимости от того, насколько в данный момент реальны были надежды реформато­ров добиться своих целей путем сохранения лояльности к Франции, всегда оставался умеренным. В мае 1937 г. Шекиб Арслан вновь имел возможность высказать в «Аш-Шихабе» свои похвалы в ад­рес дуче, подчеркнув, что Италия нуждается в поддержке мусуль­ман, которым дружба с ней якобы принесет только пользу. В ок­тябре 1937 г. «Аш-Шихаб» даже высказывал убеждение в способ­ности Италии уничтожить английский флот в Средиземном море и разбить Англию. Но в ноябре 1937 г. журнал высказывался уже без обиняков: «Мы — Алжир.

       Бен Бадису было запрещено покидать Константину без специального разрешения, а Башир аль-Брахими за отказ выступить по радио в духе, угодном генерал-губернатору Алжира, был выслан на 3 года под надзор полиции в предгорья Сахарского Атласа [12, стр. 25—28].

В апреле 1940 г. Бен Бадис умер. Заменивший его Башир аль-Брахими смог только в 1944 г. возобновить общественную деятель­ность. Ассоциация улемов постепенно вновь стала серьезной силой антиколониального движения и смогла продолжать просветитель­ские, богословские и политические традиции своего основателя, получившего после смерти звание «имама Возрождения». «Память об Абд аль-Хамиде Бен Бадисе,— писал впоследствии Башир аль-Брахими,— это память о его делах и следах, оставленных 'им в истории нации» [25, стр. 688]. В 1947 г. реформаторы создали в Константине Институт Бен Бадиса на 700 учащихся — первое на­циональное среднее учебное заведение Алжира [25, стр. 679]. К 1954 г. под их контролем работало уже 117 начальных,и 58 сред­них школ с общим количеством учащихся в 40 тыс. Тираж газеты «Аль-Басаир», возобновленной изданием в 1947 г., достиг к этому времени 10 тыс. экземпляров [8, стр. 4]. Эти цифры дают некоторое представление о вкладе улемов-реформаторов в просвещение и формирование общественного мнения алжирцев накануне нацио­нально-освободительной революции 1954—1962 г.

В 1956 г. Ассоциация улемов, самораспустившись, влилась в ряды Фронта национального освобождения. В боях и в ходе коло­ниальных репрессий в годы освободительной войны погибли тыся­чи алжирцев, усвоившие впервые основы патриотизма в школах реформаторов или почерпнувшие их из газет ассоциации. Колони­заторами были убиты и многие видные улемы-реформаторы: воз­главлявший ассоциацию в последние годы ее существования Ларби Тебесси, шейх Сайд аз-Захири, известный писатель Ахмед Рида Хоху, ученики Бея Бадиса кабильские поэты Абд аль-Крим аль-Аккун и ар-Раби Бушама.

Оглавление

01

02

01

02