История Арабских стран

Е. А. БЕЛЯЕВ — УЧЕНЫЙ, ПЕДАГОГ, ПУБЛИЦИСТ

Редакционная  коллегия:

Е. А. ЛЕБЕДЕВА (ответственный редактор), Н. А. ИВАНОВ, Л. И. КОТЛОВ Р. Г. ЛАНДА, И. М. СМИЛЯНСКАЯ

 

В сборнике освещаются вопросы национально-освободительного движения в Алжире Йемене и Омане, политика английских колонизаторов в Египте и дру­гие проблемы исторического прошлого и современной политики арабских стран.

 

 

 

Имя Евгения Александровича Беляева хорошо известно совет­ским востоковедам разных поколений и специальностей. Исключи­тельно широкий кругозор, подлинно энциклопедическая эрудиция, отточенный литературный стиль и незабываемое своеобразие ора­торской манеры отличали этого разносторонне талантливого че­ловека. Он был одним из тех, на чьи плечи легла сложная задача творческого восприятия дореволюционных традиций русского во­стоковедения с целью последующей разработки основ советского востоковедения, базирующегося на марксистско-ленинской науч­ной методологии. Заслуги Евгения Александровича в этой области неоспоримы. Он был не только виднейшим советским исследовате­лем истории арабских стран и ислама. На его лекциях и трудах воспитан целый ряд поколений советских арабистов и исламоведов, которым он умело и искусно передавал свой поистине неисчерпае­мый запас богатых и интересных знаний по истории, идеологии, культуре и материальной жизни арабов и окружавших их соседних народов.

Е. А. Беляев родился 21 февраля 1895 г. в г. Ржеве. В 1913 г. он поступил на факультет восточных языков Санкт-Петербургского университета, но в 1916 г. вынужден был прервать учебу в связи с призывом на военную службу. После Великой Октябрьской рево­люции Е. А. Беляев вступает в ряды Красной Армии и участвует в боях против Колчака. Демобилизовавшись из Красной Армии, в 1921 г. он поступает в Московский институт востоковедения (МИВ), по окончании которого (1922 г.) начинает свою деятельность в ка­честве преподавателя арабского языка и истории арабов. К этому же времени относится начало его научных занятий по истории происхождения ислама. Евгений Александрович одним из первых уделил самое пристальное внимание проблеме изучения социаль­ных корней ислама, необходимости разоблачения вполне земных материальных интересов, скрывавшихся за туманной оболочкой ре­лигиозной мифологии и мистицизма. В дальнейшем, сотрудничая в издательстве «Атеист» (1929—-1930 гг.) и Союзе воинствующих безбожников (1931—1934 гг.), Е. А. Беляев выдвинулся в качестве крупного исследователя религиозной идеологии вообще. В круг его научных интересов помимо ислама вошли католицизм и христианство вообще, иудаизм, буддизм. Наряду с этим он все время про­должал совершенствоваться в области исследования древней и средневековой истории арабов.

Оглавление

01

02

01

02