История Арабских стран

АНТИКОЛОНИАЛИЗМ   ДЖАМАЛЬ   АД-ДИНА   АЛЬ-АФГАНИ НА СТРАНИЦАХ «АЛЬ-УРВА АЛЬ-ВУСКА» (1884 г.)

Поскольку английские колонизаторы ' препятствовали его возвращению    в арабские    страны,    Джамаль ад-Дин выбрал местом своего пребывания Европу  1 9 сёнтябпя  по лучив разрешение британских властей, он из Индии отплыл в Лондон.

Всего несколько недель Джамаль ад-Дин находился в Лондоне откуда он уехал в Париж, считая, что там обстановка будет более  благоприятной для его деятельности. В Париже он начал изучать французский язык, познакомился со многими известными в то вре­мя деятелями французской культуры. В Париже аль-Афгани при­нял участие в дискуссии с французским философом Эрнестом Ре-наном. Аль-Афгани оспаривал положение Ренана о том, что ислам и наука, а следовательно, ислам и цивилизация несовместимы [6, стр. 120].

Джамаль ад-Дин поставил перед' собой цель — создание газе­ты, которая служила бы рупором его идей. Он сплотил вокруг се­бя небольшую, но активную группу единомышленников. Его основ­ным помощником стал египетский богослов-реформатор Мухам­мед Абдо.

В своем письме Мухаммеду Абдо в ноябре 1883 г. из Франции Джамаль ад-Дин настойчиво просил его приехать в Париж, по­скольку знал об его авторитете и влиянии не только в Египте, но и в других странах арабского Востока2. В декабре 1883 г. Мухам­мед Абдо прибыл в Париж. Он принимал самое деятельное уча­стие в создании газеты и общества, которые должны были стать центром борьбы за освобождение народов Ближнего и Среднего Востока.

В Париж был приглашен также иранец Мирза Мухаммед Ба­кир, человек высокообразованный для своего времени, владевший многими западными языками. Бакир долго жил в Индии, Китае и России, побывал в ряде стран Европы. Он стал одним из главных сотрудников газеты Джамаль ад-Дина.

В английской прессе появились статьи об опасных последстви­ях распространения газеты Джамаль ад-Дина в странах мусуль­манского Востока. Да и в самой Франции далеко не все полити­ческие круги одобряли основание новой газеты. Тем не менее Джа­маль ад-Дину и Мухаммеду Абдо удалось нанять маленькую ти­пографию на улице Рю Мариель, 6 и приступить к работе.

Первый номер газеты, названной ими «Аль-Урва аль-вуска»3, вышел 13 марта 1884 г. Это был литературно-политический ежене­дельник. Идейное направление газеты осуществлял Джамаль ад-Дин, а важнейшие статьи писал Мухаммед Абдо. По Рашиду Ри­да, «язык еженедельника принадлежал Абдо, в то время как мысль — аль-Афгани» [9, стр. 289]. Что касается Мирзы Мухаммеда Бакира, то он в основном переводил статьи и материалы запад­ноевропейских изданий, которые своевременно печатались на стра­ницах газеты.

Уже само по себе появление в центре Европы газеты, полити­ческой платформой которой была острая направленность против колониализма и его захватнической политики на Востоке, имело большое значение. Если же учесть, что к тому же газета нелегаль­но распространялась в Индии, Египте, Судане, Турции, Иране, Си­рии и странах Северной Африки, то значение и влияние ее трудно переоценить. Собиратель всех номеров газеты, Абдулла аль-Буста-ни, который несколько раз переиздавал их в виде сборников, в предисловии к ним писал: «„Аль-Урва аль-вуска" была первая по­литическая газета на арабском языке,

Оглавление

01

02

01

02