История Арабских стран

АНТИКОЛОНИАЛИЗМ   ДЖАМАЛЬ   АД-ДИНА   АЛЬ-АФГАНИ НА СТРАНИЦАХ «АЛЬ-УРВА АЛЬ-ВУСКА» (1884 г.)

оккупантов являлся Мухаммед Ахмед аль-Махди (1843—1885). Аль-Афгани с большой симпатией писал о вожде восставших су­данцев, который турок и египтян считал лжемусульманами, отступ­никами, а европейцев — их союзниками. Аль-Махди призывал су­данский народ к восстанию под знаменем установления в стране первоначальной чистоты ислама. Несомненно, что восстание яви­лось выражением возмущения населения Судана против колони­альной политики Англии. Египетский кризис и восстание офицеров во главе с Ораби оказали благоприятное влияние на махдистов. Вождь суданских повстанцев аль-Махди на примере Египта и дру­гих мусульманских стран мог убедиться, что проникновение англи­чан в страну ведет к подавлению и угнетению ее населения, а в ко­нечном счете — и к полному политическому порабощению.

Вот что писали русские реакционные газеты того времени о вос­стании махдистов в Судане: «Мусульмане охотнее верят в успехи аль-Махди, нежели в его поражение; среди них существует гроз­ное и далеко распространившееся брожение.

Идеи коммунистического равенства составляют громад­ную «притягательную силу повстанческой организации последова­телей лжепророка Мухаммеда Ахмеда аль-Махди» [5]. (Эта статья была напечатана в связи с тем, что аль-Махди отказался от пред­ложения генерала Гордона прекратить войну и принять титул кор-дооЬанского султана.)

В статье «Атеисты в Индии» Джамаль ад-Дин подверг крити­ке сотрудничавшего с англичанами индийского мусульманского орформатора Сайида Ахмед-хана и его учеников. Газета осуждала Сайида Ахмед-хана за материалистическое понимание природы, данное учеными XIX в., и назвала его «дахрий» (материалист), ко­торый верит в природу, а не в бога. В этой статье Джамаль ад-Дин обвинял Сайида Ахмед-хана в том, что он во имя богатства и коллаборационизма принял христианство и т. д.

Рашид Рида считает, что аль-Афгани был очень несправедлив по отношению к Сайиду Ахмед-хану, обвинив его в предательстве, ереси, причем лишь потому, что тот сотрудничал с англичанами. Бесгп'ооно, что именно за сотрудничество с английскими властями, за "критический комментарий Корана и за либеральное отношение Сайида Ахмед-хана к Торе и Евангелию аль-Афгани называл его «христианином и предателем».

Усилия аль-Афгани были направлены на то, чтобы поднять му­сульман на борьбу с английским империализмом, а не примирять их"с захватчиками. В этой же статье Джамаль ад-Дин обвинял ученика Сайида Ахмеда — Самихалла-хана в том, что он был сек­ретарем и переводчиком лорда Нортбрука, вице-короля Индии. Когда  лорд Нортбрук был переведен из Индии в Египет, он пред­ложил своему переводчику и секретарю переехать в Каир. Сами-халла-хан, писал Джамаль ад-Дин, мечтает произносить речи в египетских мечетях, благословляя англичан, утверждая, что и сам пророк Мухаммед чуть ли не происходит от самих англичан и т. д. Появление в центре Европы, в Париже, газеты, политическая платформа которой была направлена против колониализма и за­хватнической политики на Востоке, имело большое значение.

Оглавление

01

02

01

02