История Арабских стран

ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ВОССТАНИЕ В ОМАНЕ В 1957—1959 ГГ.

конфликте не явился на заседание, обеспечив тем самым большин­ство сторонникам Англии [18, стр. 12].

     Вопрос об Омане вновь был поднят    арабскими    странами в 1960 г., когда они предложили включить его в повестку работы 15-й сессии Генеральной Ассамблеи. Ввиду сопротивления основ­ных империалистических стран и их союзников вопрос об Омане вновь не был обсужден, так как за его включение было подано менее 2/3 голосов [18, стр. 13].

Однако было ясно, что тактика препятствования обсуждению оманского вопроса в ООН обречена на неудачу. В 1960 г. в число членов ООН вступили многие получившие независимость страны Африки. Делегации имамата значительно усилили свою активность, проведя несколько поездок по странам социалистического лагеря и афро-азиатского блока. Вновь дебатировался вопрос о принятии Омана в состав Лиги арабских государств [23, 22.УШ и 11.IX.1959; 47, 2.Ш, 5.1Х и 19.УШ.1959; 31, 1 и 6.1Х.1959].

В этой обстановке Маскатское правительство и Англия (ис­пользуя фактор военного поражения повстанцев) пытались достиг­нуть договоренности с руководителями и маматского движения. Этим путем они надеялись ликвидировать юридическую основу оманского вопроса. Через подставных лиц имаму и другим руко­водителям имамата было передано предложение начать перегово­ры об урегулировании конфликта. Предварительные контакты за­вершились неофициальными встречами между делегатами имама и представителями английского правительства в июле 1960 г. в Бейруте. На этих встречах оманские делегаты как основу для пе­реговоров выдвинули следующие условия: восстановление статус-кво 1955 г. и признание права Омана на независимость, вывод анг­лийских войск, выплата компенсации, освобождение политических заключенных. После длительного обсуждения условий имама английские представители в декабре 1960 г. заявили, что готовы начать переговоры, но только на условиях прекращения партизан­ских действий и отказа от жалобы в ООН. Новые неофициальные встречи состоялись и в дальнейшем, например в январе и феврале 1961          г. Однако ввиду несовместимости выдвигаемых сторонами условий переговоры были прекращены [40, стр. 181; 18, стр. 54; 43, стр. 9, 54—58; 33, стр. 92—94].

Провал переговоров английских представителей с лидерами имамата вновь ознаменовал перенос основной деятельности по оманскому вопросу в ООН. В 1961, 1962, 1963 и 1964 гг. оманский вопрос вновь разбирался в различных комитетах ООН и снова ре­комендации о его рассмотрении Генеральной Ассамблеей не были приняты [17, 29.1Х и 12.ХП.1962; 14, 30.1Х.1962; 18, стр. 13, 14]. Ге­неральный секретарь ООН для изучения проблемы на месте на­правил в Маскат своего специального уполномоченного шведского дипломата Рибинга.

       Основным вопросом, по которому разошлись обе группировки, был вопрос возможности и целесообразности ведения мирных пе­реговоров с англо-маскатскими оккупантами. Вторая не менее важная причина расхождения — вопрос о политической ориента­ции в арабском мире. В то время как имам и его сторонники скло­нялись в основном к ориентации на Саудовскую Аравию, среди сторонников аль-Хариси были сильны проегипетские настроения. Хотя этот раскол в начале 1964 г. был ликвидирован [14, 24.1.1964], разногласия остались. Но отныне они проявляются не среди традиционного руководства, а между этим руководством и новым поколением в национально-освободительном движении. В статье, опубликованной в кувейтской газете «Ат-Талиа» 29 ию­ля 1964 г., автор писал относительно традиционного руководства оманского движения: «Оно непригодно для того, чтобы руководить народной революцией. Народная революция возможна только при условии, если ее совершают настоящие революционеры». В статье одинаково острой критике подвергались и имам, и его брат шейх Талеб, и Сулейман бен Химьяр, и Салех бен Иса аль-Хариси [см. также: 25, 16.VIII

Оглавление

01

02

01

02