История Арабских стран

КУЛЬТУРНЫЕ  ОЧАГИ  И  ИХ СТРУКТУРА

 

 

 В Египте помимо мусульман есть еще значительная группа коптов-христиан (в Верхнем Египте), связанных в религиозном отношении ранее с древней Нубией, а ныне с Эфиопией. Всюду в странах арабской Африки имеются и группы евреев, говорящих по-арабски, но теперь все более ориентирующихся на Европу и ее культуру. В культурном отношении роль местных христиан в XIXXX вв. совершенно незначительна; местные евреи, напротив, яви­лись первыми элементами, открытыми для восприятия европей­ской культуры, а следовательно, ее проводниками в африканскую арабо-исламскую среду. Неафриканские же эмигранты — арабы-христиане из Ливана сыграли ведущую роль в Египте и отчасти в Тунисе для поднятия духовной арабской культуры и ее обновления. Каждый из перечисленных выше очагов арабо-исламской куль­туры имеет и однотипную до некоторой степени структуру.

С первых же лет своего появления в Африке арабы стали строителями укрепленных лагерей, которые скоро превратились в крупные города. Наиболее значительные из них — Фостат (Ка­ир), Кайруан, Фес. Захват старых римско-византийских, а ранее еще финикийских городских центров давал обильный строитель­ный материал (колонны, мраморные плиты, кирпич).

Средоточием арабского города явилась «большая мечеть» (джама). Она же служила и своеобразным мусульманским уни­верситетом, как Аль-Азхар в Каире, Джама аль-Кбир, или Зитуна (мечеть масличного дерева), в Тунисе, Джама аль-Карауййин в Фесе и др. К ней примыкают ряды торговцев рукописными книга­ми и письменными принадлежностями. Далее идут крытые ряды ремесленников и торговцев, группирующихся по профессиям, так называемые суки (базары). Кроме мечети и рынка третий основ­ной элемент мусульманского города — хаммам (баня) — конкрет­ное выражение заботы о чистоте тела в жарком климате, вменяю­щейся мусульманам в обязанность. В треугольнике мечеть — ба­ня — рынок сосредоточивается почти воя общественная жизнь арабских городов Африки вплоть до XX в.

Библиотека, где хранятся рукописи — наследие культурного прошлого, находится обычно при большой мечети. Студенты-теоло­ги живут отдельно в особых помещениях, так называемых медре­се. Из этой среды выходят будущие писатели и ученые, сохраняю­щие корни культуры своего народа. Они не так блестяще образо­ванны, как возвращающиеся из европейских университетов, но ближе к народу, их влияние глубже, и они лучше воспринимаются своей средой.

Идеи рационализма, давно известные во внутриисламской идео­логической борьбе, придя в контакт с идеями европейской науки XIX в., дали новый импульс исламу, а вместе с тем и всей араб­ской культуре. Не отвергая всю фантастику древней религиозной литературы, в Египте в конце XIX

[1]2
Оглавление

01

02

01

02