История Арабских стран

ПЕРЕВОРОТ В МАРОККО В 1953 г.

Марок­ко французам право быть избранными в эти комиссии и иметь совещательный голос наравне с лицами марокканской националь­ности); в) реорганизации органов юстиции.

Во французской ноте в качестве органа исполнительной власти рассматривался Совет визирей и директоров, который был создан в 1947 г. Этот Совет состоял из визирей — марокканских министров, фактически не имевших власти, и директоров крупных французских департаментов. Практически он не решал ни одного важного во­проса. Предусматривалось также назначение генерального секре­таря протектората помощником великого визиря [6, стр. 118]. Французский ответ подчеркивал нерушимость фесского договора о протекторате, что уже исключало возможность переговоров о неза­висимости.

Предложенные реформы ни в коей мере не улучшали положе­ния марокканского народа. Они либо носили чисто демагогический характер (восстановление джамаа), либо были направлены на усиление колониального аппарата подавления (создание франко-марокканских комиссий). В целом же они свидетельствовали о стремлении французской администрации усилить контроль над Махзаном (национальным правительством султана).

Мухаммед бен Юсуф сделал достоянием гласности основные положения ответа французского правительства, одновременно опубликовав коммюнике, в котором излагалось содержание раз­личных меморандумов, направленных им французскому правитель­ству. В этом документе выражалось также сожаление главы ма­рокканского государства по поводу того, что во французском пла­не реформ полностью отсутствуют намерения удовлетворить выдвинутые султаном требования [6, стр. 112].

Вскоре после обращения султана к французскому правитель­ству, в день 40-й годовщины подписания договора о протекторате (30 марта), произошли бурные демонстрации и забастовки во мно­гих городах страны, в том числе в Касабланке, Сафи, Мрирте и Танжере, который фактически находился на осадном положении. Жители Танжера, принадлежащие к различным социальным кру­гам, направили петицию на имя мандуба (представитель султана в Танжере) с протестом против кровавых репрессий, чинимых местной полицией [15, 8.У.1952].

Поэтому верховный комиссар Испании в Марокко был заинте­ресован не в налаживании контактов с французскими властями, дискредитировавшими себя проводимой лми политикой террора, а, напротив, в осуждении этой политики. Показывая, каких размеров достиг террор во французской зоне, противопоставляя в своих периодических изданиях и радиопередачах две системы правления и прославляя свою политику в Марокко, испанское правительство наживало политический капитал.

Точно так же провалилась и попытка раскола национально-ос­вободительного движения путем создания профранцузских партий. В случае удачи задуманного мероприятия можно было убедить ми­ровую общественность в том, что в Марокко якобы существует на­родное движение за сотрудничество с колонизаторами. Власти про­тектората попытались создать новые марокканские организации, такие, например, как Демократическая партия свободных людей, Народная партия и т. д. Во главе их были поставлены марокканцы, известные своими связями с властями протектората. Этим орга­низациям разрешалось издание газет на арабском языке. Француз­ским чиновникам было дано указание оказывать этим «партиям» всемерную поддержку в их работе, которую они вели не только в городах, но и в деревнях страны. Чтобы привлечь марокканцев в эти организации, в некоторых городах администрация не останав­ливалась перед прямым насилием. В Уджде, например, молодым служащим грозили увольнением, если они не вступят в одну из этих «партий» [6, стр. 129]. Однако эти организации так и не имели никакого успеха и не смогли сыграть отведенной им роли.

Оглавление

01

02

01

02